Управление случайностями: маркетинг названия


Каждое слово в названии ДОТУ имеет смысл, но почему-то всегда акценты смещались на первые две буквы аббревиатуры. Особенно на Д. А что насчёт Т? В книге "Логика" есть интересная мысль: "Гипотеза, получившая доказательство, становится теорией.". А было ли доказательство? В рамках проекта "Короткая ДОТУ" мы уже попытались выстроить логическую цепочку на базе высшей математики. Получилось короче :). 

А ещё появились новые направления для исследований. В частности ситуации наличия двух и более источников управления. Что так или иначе подводит нас к вопросу управления такой штукой, как "случайность".
Ранее мы уже касались этой темы в заметках "Управление случайностями, оно нам надо?" и "Управление случайностями: требования к теории". Продолжим развивать тему.


Название "Управление случайностями" это больше маркетинг. Суть в том, что существование настоящей случайности недоказуемо, настолько, что является предметом философской веры. В одном случае мы имеем точку зрения, что ничего не случайно, всё в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, и для любого события есть причина и это принято называть детерминизмом. Втора точка зрения является дополнением детерминизма (важно: не противоположностью) и состоит в том, что помимо детерминистических законов существуют по-настоящему случайные вещи (претендентом на такую случайность предложен спин электрона). Эту точку зрения называют индетерминизмом. 

Предельное знание о вселенной принято иллюстрировать с помощью построения "Демон Лапласа". Это некое существо, которое знает всё, поэтому с детерминистической точки зрения для него не существует случайностей. Отсюда, кстати, берёт свои корни фраза "Бог не играет в кости" (он наперёд знает исход). С другой стороны человек не в состоянии охватить подобный объём информации, из-за чего многие события для него выглядят случайными, что означает что он просто не увидел закономерностей к ним приведших. И вот об этом определении мы и говорим. 


То есть, в рамках наших рассуждений, случайность - это невидимая закономерность. Причём не важно какой точки зрения придерживаться детерминистической или индетерминистической. Таким образом управление случайностями будет означать больший горизонт планирования нежели чем у объекта в отношении которого создаются случайности. 
Эта модель предполагает наличие двух центров управления. Первый знает про существование второго, а второй про первого - нет. Первый создаёт управленческие события, которые выглядят для второго как "случайности", которые нужно учитывать в своей работе. 

Игра Majesty. Игрок не управляет героями, вместо этого у них есть свой собственный ИИ, который реагирует на действия игрока. Действия героев предсказуемы. Если ставишь флаг с привлекательной ценой, они бегут его исполнять. Если строишь пост продажи зелий, герои будут тратить там деньги. Примитивно, но это и хорошо, поскольку позволяет иллюстрировать наш случай. Для героев игрок - непредсказуемая сила. Его действия - это случайности. В нашем случае ИИ энписи будет на порядок выше, но точно также предсказуем.


В описанном выше смысле идея управления случайностями - объективна, поскольку может быть единообразно понята разными людьми. Другое дело наша точка зрения. Она субъективна по определению. И даже факт работы в паре не освобождает о груза субъективизма. 

Доказывать объективность сложно. Например, можно это сделать математически, но и в этом случае придётся сопоставлять математические построения элементам общей для всех объективной реальности. И это уже субъективизм. С другой стороны можно опереться на статистику, но как её правильно собрать?

Комментарии