Шоу Трумана (1998, США): зона комфорта доведённая до абсолюта не совместима с человечностью


Вам не приходило в голову, что не имея единого образа будущего, именуемого «общественная безопасностью», каждый строит что-то своё, «а воз и ныне там»? Уделяя всё внимание способу достижения этого желаемого состояния, мы забыли чем это состояние является и на какие жертвы надо пойти ради его достижения.

Как говаривал Дядя Фёдор: «чтобы выйти из зоны комфорта, надо сначала войти в зону комфорта, а у нас денег нет!» (на всякий случай, это шутка). Так или иначе «сообщество» сходится во мнении, что для обретения желаемого общественного состояния необходимо обретение человечности. Однако далеко не каждый заявляющий такое индивид, согласится с тем, что человечность не совместима с постоянством зоны комфорта. И тем не менее, быть человеком именно это и значит — свободу от стереотипов, от материальных ценностей, рабства привычек, и т.д. и т.п. 

Вот в этой связи человечности и зоны комфорта мы и попробуем разобраться на примере жизни «настоящего человека» —  Трумана Бурбанка.




Труман живёт в идеальном мире. Без преувеличений. Более совершенный мир и представить сложно. В его мире нет насилия, нет наркотиков, нет чернухи по ТВ, нет плохих новостей. У него идеальная семья, идеальные соседи, идеальные друзья и друзья друзей. Все в этом мире добрые и отзывчивые. Не жизнь а сказка. Так было от рождения и так продлится до конца жизни. Общественная безопасность доведённая до абсолюта.

Вот только мир этот маленький, не такой как в Матрице. Даже меньше чем в фильме «13 этаж». Хватает его только на одного человека. Все остальные люди — не настоящие. Каждый их шаг срежиссирован до мелочей, сценарии написаны на годы вперёд.

И даже в этом идеальном мире настоящий человек чувствует потребность выйти за его границы.




Руками профессиональных сценаристов «мир» ограждает «настоящего человека» от желаний выйти за пределы известного. Желание исследовать обрезается на корню, через страх перед морем, через воспитание в школе, через проблемы на работе. Мир поощряет одно поведение и ограничивает другое. И чем сильнее желание выйти за рамки допустимого, тем сильнее сопротивление.

Но вот главный герой встречает странную девушку. Она не должна была попасть в его жизнь. Это случайный прохожий, статист. У неё нет прописанных реплик и моделей поведения и это-то и делает её реакции столь непохожими на весь остальной мир. Для главного героя всё, что она говорит звучит как полный бред: «Твой мир не настоящий!», «Это всё обман!», «тебя все обманывают!».

«Мир» оперативно избавляется от «сумасшедшей», но осадочек остаётся. «Найди меня на Фиджи»… И этот поиск и подводит черту в вопросе — «что значит быть настоящим человеком».




На первый взгляд, «настоящим человеком» человека делает любовь, ведь она заставила Трумана найти выход из своего «идеального мира» в мир «настоящих людей». В похожих фильмах «13 этаж» и «Матрица» любовь тоже является определяющим фактором. И это, видимо, задел на будущее, ведь «следующая матрица будет основана на любви».

На эту же версию работает и значительная часть сообщества. Объясняя, что любовь — совокупность совершенства — это истинная ценность. И тем не менее, любовь — это ещё одна форма контроля, форма создания «идеального мира», непреодолимой зоны комфорта. Истинная человечность лежит вне каких либо границ, в том числе и границ любви.

Комментарии