Базовое образование "технаря"

На самом деле отсутствие специализированного математического образования не будет являться проблемой при изучении ДОТУ. Потому как написана она специально в приближенном к гуманитарным дисциплинам стиле. В конце концов речь идёт про теорию управлению.

Однако при попытке разобраться в сути теории, могут возникнуть трудности. Связаны они с тем, что для понимания требуется формировать «свои» образы. Сидеть и рисовать. И вот тут у математика есть гигантское преимущество, у него есть готовые емкие и плотноупакованные образы — а точнее доступ к царству чистой математики Платона.

В любом случае эти трудности лишь удлиняют путь, но не пресекают его. 


Есть такая шутка: "гуманитарием сегодня называют тех, кто забыл таблицу умножения". Так вот в этой шутке только доля шутки.

Дело в том, что типа обучения гуманитариев связан с упором на заучивание материала и в меньшей степени на его понимание. Понимание отличается от запоминания способом хранения информации. Понимание - это образ, компактный и ёмкий. Когда человек рассказывает то, что он понимает, он мысленно исследует этот образ извлекая из него любую нужную информацию. соответственно каждый акт извлечения уникален. Запоминание - это копия информации в надежде когда-то её обработать и сформировать из этого образ. Если обработка так и не проведена, информация за ненадобностью архивируется, ну или просто забывается. Вот и получается, что заученная когда-то таблица умножения за ненадобностью исчезает из памяти, а виной всему способ её запоминания. 

И тут сложно сказать кто тут больший лентяй: тот, кто поленился обработать информацию и создать образ или тот, кто поленился запомнить огромный объём информации.




Пускаться в спор кто лучше также бесполезно. Поэтому ограничимся тем фактом, что ДОТУ в своей основе имеет теорию систем, а та в свою очередь суть удел технарей. Так что весь дальнейший разговор будет о том, как этим технарём стать.


Начинать надо с воспитания в себе чувства любви к простоте. Понимания того, что в мире математики всё и всегда очень просто, но только если этой поймёшь. Да, понять бывает сложно, но, с другой стороны, сделать это нужно всего один раз. И это очень важно, поскольку заучивание чего либо убивает всё желание учиться.

Обычно любовь к предмету призвана зародить так называемая «вводная лекция». В неё входит рассказ об истории дисциплины, как и почему люди захотели это изучать, какие задачи можно решить при помощи этих знаний и всё что у годно. на что хватит воображения лектора. А дальше идут серые будни сухого изложения теории.

Хороший преподаватель добивается понимания, плохой — старается уложиться в срок. Для примера хорошему преподавателю потребуется разобрать всего шесть задач по аналитической геометрии на плоскости, чтобы научить решать абсолютно любую задачу из этого курса. Плохой преподаватель будет прорешивать сотни задач и так ничему и не научит.

Ваша первая задача — найти автора, который зажжёт в вас интерес к математике. Неизвестно кто это будет для вас, но могу предположить что с этой ролью прекрасно справится книга Удовольствие от Х (Стивен Строгац, 2014). В ней рассказано про все важные темы математики, которые необходимо знать любому технарю, и которые нужны для понимания математических основ ДОТУ. А самое главное сделано это очень простым и понятным языком. Например, главу про теорию групп на примере матраса смогла понять даже моя восмилетняя племяшка.

Вторая задача — накопить фактические знания предмета. Если у вас есть ребёнок школьного возраста, то можно воспользоваться ситуацией и выполнять домашние задания вместе с ним. Главное не показывайте ему свои результаты. Об этом хорошо описано в работе ВП СССР «Нам нужна иная школа». Факт совместного выполнения задачи приносит пользу, получение готового решения — вред.

Если ребетёнка нет, или не хочется затягивать с восполнением знаний, самым лучшим решением будет изучение школьного курса математики самостоятельно. И вот тут очень важно выбрать правильный учебник. Ведь не просто так современные дети не могут освоить элементарных вещей. Ищите учебники Андрея Петровича Киселёва:

  1. «Элементарная геометрия»
  2. «Алгебра ч. 1»
  3. «Алгебра ч. 2»
Этих знаний будет более чем достаточно, чтобы перейти к  изучению ВУЗ-овских дисциплин.

Здесь вам будет крайне полезен ресурс: www.twirpx.com. Обязательно скачайте и держите под рукой «Конспект лекций по высшей математике» Дмитрия Письменного. Книга эта ориентирована на понимание основ, но не на их доказательство, поэтому считается «троечной».

И теперь, вооружившись всем этим, можно приступать к освоению высшей математики (правильнее было бы сказать — абстрактной). Здесь конкретного набора книг я уже не подскажу, по крайней мере сейчас это сделать сложно. Ограничусь названием теорий:

  1. Теория множеств
  2. Теория графов
  3. Теория групп
  4. Теория категорий
  5. Теория систем (теория динамических систем)
  6. Теория игр

PS: также рекомендую проходить бесплатные онлайн курсы, например, на openedu.ru

Комментарии