Джули Дирксен - Искусство обучать

Самый лучший способ чем-либо научиться — начать этому обучать. И речь не про зазнайство с позиции «я освоил и дам вам кусочек своего знания» — совсем наоборот, речь идёт о способности ответить на вопросы. Вы изучили материал, вы знаете где искать ответ на любые (возможно) вопросы, но вы не можете задать их сами — голова работает иначе. И если в ситуации с живым общением у нас есть мощнейший инструмент — диалектика, то при написании заметок, статей или иной «идеологической» литературы, способы оформить знание сведены к минимуму и ограничены, по сути, интуицией.

Предлагаемая вниманию книга описывает процесс подготовки обучающих материалов таким образом, чтобы сделать любое обучение нескучным и эффективным.

Технологии и методы работы сегодня меняются очень быстро, и всем нам приходится постоянно учиться. Многие из нас обучают других, даже когда это напрямую не связано с профессией. Но если вы хоть раз засыпали над скучным учебником или перематывали утомительное упражнение в электронном курсе, вы понимаете, что создать хороший обучающий материал сложнее, чем кажется на первый взгляд. 

Прочитав эту книгу, вы узнаете, как использовать ключевые принципы работы памяти и внимания для создания обучающих материалов, которые позволят вашей аудитории не только усвоить, но и надежно закрепить новые умения и навыки. Используя простые образы и примеры, автор показывает, как фундаментальные принципы педагогики могут помочь вам значительно улучшить процесс обучения.

Книга рекомендуется к чтению всем тем, кто не может держать в себе знание и жаждет им поделиться в любой форме донесения информации, будь то презентация, отчет или запись в блоге.

Подборка цитат:

Даже самые "крутые" занятия не принесут пользы, если учащийся после них всё будет делать по-старому.
Обладать навыком - не то же самое, что обладать знанием.
Если человек знает, что делать, но почему-то не предпринимает действий, значит, у него недостаточно мотивации.
Нельзя насильно заинтересовать слушателя, но есть способы поддержать его мотивацию
Иногда к неудаче может привести не отсутствие знаний, а то, что человек не получил ясных инструкций.
Слушатели с высокой мотивацией будут учиться вне зависимости от качества учебного процесса.
Слушатели с внутренней мотивацией, конечно, будут много учиться сами, но они получат ещё больше пользы, если поделятся своими знаниями.
Пытаясь определить цели курса, задайте себе следующие вопросы:
  • Действительно ли слушатели будут выполнять эти действия в реальной жизни?
  • Можно ли понять, что они уже начали их выполнять?
Если ответ на оба этих вопроса отрицательный, то, возможно, цели следует пересмотреть.
Стюарт Бренд: «Быстрые» элементы учатся, несут обновление, поглощают удары; «медленные» элементы запоминают, объединяют и сдерживают. «Быстрые» получают всё наше внимание. «Медленные» обладают всей властью.
Низведение до "детского уровня" лишь отупляет ребёнка
Без подготовки в области математики, анализа данных или смежных областей, которая требует умения работать с огромным количеством цифр, большинство людей вряд ли что-нибудь поймут в числовых данных, которые они видят впервые в жизни. Визуализация поможет разобраться с информацией, для восприятия которой человек неподготовлен.
Участники эксперимента потратили больше всего времени на средние предложения - связь с главной фразой присутствовала, но приходилось её додумывать. Было обнаружено, что активность многих участков мозга повышалась при анализе таких предложений, которые дольше оставались в памяти.
Правильный материал должен:
  • быть меньшего объёма, чем вы считаете нужным;
  • содержать достаточно подробностей, но не более;
  • подходить слушателям;
  • умещаться в их памяти, не без помощи некоторой реорганизации знаний.
В процессе обучения необходима небольшая интрига. Простой пересказ информации слишком скучен, и вряд ли слушатели хорошо запомнят её в таком виде. Зачастую нужно взаимодействовать с информацией, чтобы удержать её в памяти.
Но вот в чём загвоздка. В принципе тесты с вариантами ответов показывают только то, как слушатель умеет выполнять… тесты с вариантами ответов.
Вот как Дуэк описывает результаты:
"Мы обнаружили, что похвала ума создавала у школьников статичное мировосприятие (ум или есть, или его нет), тогда как похвала усилий настраивала их на дальнейшие действия ( у вас всё получается, потому что вы очень стараетесь). Затем мы предложили учащимся на выбор сложное задание, которое могло их чему-то научить, или же простое, которое гарантировало безошибочный результат. Большая часть тех, кого похвалили за ум, выбрали лёгкое задание, а те, кого похвалили за старание, сделали выбор в пользу сложной задачи и возможности научиться чему-то новому".

Комментарии