ВП СССР - представители системы профильного образования, не классического

Долгое время "крутилось на языке" ощущение некоторого противоречия в материалах ВП СССР. Что-то не так с этими текстами, но вот что? Вроде бы и логика прослеживается и к стилистике привыкнуть можно, однако осадок от прочтения какой-то неприятный остаётся. И речь ни разу не про нравственное неприятие информации. С этим как раз проблем нет. Речь о каком-то специфичном способе мышления, ну вроде как в том анекдоте про ремонт двигателя через выхлопную трубу.

И вот, наконец, с подачи сообщества (отдельная благодарность пользователю Канкан) удалось выйти на понимание того, что ж с этими текстами не так. Ответ: я.
В книге авторов Шрейдера Ю.А. и Шарова А.А. "Системы и модели" даётся ответ. И вот он:
На фоне классической науки возникают неклассические мотивы, по сути дела резко противостоящие сложившейся традиции, но выражающиеся часто в совершенно классической форме и потому различимые лишь средствами философского исследования. Ведущую роль в этом процессе играет становление системного подхода. Чтобы выявить эту роль,  естественнее всего найти характерные противопоставления системного подхода традиционному теоретико-множественному, лежащему в основе логических средств классической науки. Недостаточность этих средств проявляется, в частности, при научном исследовании самой науки в теоретическом науковедении.

Поясню, тем кто далёк от науки. Существует два типа университетов: классические и профильные. Первые дают образование, вторые обучают профессии. И то и другое считается высшим образованием. Однако мировоззрение этих ветвей в корне различается. По всей видимости авторский коллектив ВП СССР выходцы профильных ВУЗов, ну или работа в профильном ВУЗе им вправила мозги. Мне же как, как представителю классической науки, чужда их логика. А если точнее я вижу в ней лишь частный случай.

Дело в том, что изучение теории множеств в профильных ВУЗах ограничивается курсом «введение в теорию множеств». И, скорее всего именно это обстоятельство, а точнее совокупный результат поверхностного изучения: теории множеств, теории познания, теории информации, теории категорий, теории моделирования, теории графов, теории игр и, наконец, теории систем, если такое изучение вообще имело место быть, привело к заключение, что производная от теории множеств теория систем может заменить первоисточник.

Самая большая разница заключается в том, что теория систем считает, что работает с объектом напрямую, в то время как теория множеств работает только с моделью объекта. И осознание этого факта печалит ещё сильнее, когда вспоминаешь знаменитое высказывание:
«Слово «Луна», это только палец указующий на Луну, но не сама Луна. Горе тому, кто перепутает палец с Луной»

А печалит это ещё и потому, что отказавшись на словах от теоретико-множественного подхода в пользу системного, на практике отказ осуществить не удастся. Для работы с системами всё так же требуется основанное на теории множеств моделирование и математические методы работы с полученными моделями.

0 коммент.: