Модель человеческой личности

Учитель — в его руках будущее ученика, ибо только его усилиями человек поднимается всё выше и делается всё могущественнее, выполняя самую трудную задачу преодоление самого себя, самолюбивой жадности и необузданных желаний.
   
Перед человеком нового общества встала неизбежная необходимость дисциплины желаний, воли и мысли. Этот путь воспитания ума и воли теперь так же обязателен для каждого из нас, как и воспитание тела.

И.А, Ефремов "Туманность андромеды"

Каждый, заглянув в собственную психику,  может обнаружить, что информационно-алгоритмическое обеспечение поведения человека включает в себя: врожденные инстинкты и безусловные рефлексы, традиции культуры, собственное ограниченное чувствами и памятью разумение индивида, «интуицию вообще», внешние источники.

Можно ли утверждать, что этот перечень полный? Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой: если всё что мы перечислили - это объекты наблюдения, то что же тогда является субъектом? Какой элемент человеческой личности за всем этим наблюдает?

Ключевым элементом человеческой личности является произвольное внимание, порождающее то, что принято называть восприятием. В свою очередь, восприятие, направленное вовне, собирает перцептивный мир. Вовнутрь, позволяет выявлять компоненты психики.

В рамках идеи развития личности, нас в первую очередь интересует то, что направлено вовне. Однако расширение сознания или развитие различения, предполагающее освоение свободы управления восприятием основанное на личных предпочтениях, требует определённого энергетического потенциала.
 
Взять нужную энергию из внешнего мира без техник вампиризма задачка не из простых. Поэтому способность к восприятию внешнего мира всецело зависит от переоценки ценностей мира внутреннего. Образно выражаясь, для того чтобы перенаправить внимание вовне, нужно оторвать его от созерцания того, что внутри. Перестать тратить энергию на созерцание компонент внутреннего мира.


А внутри у нас помимо уже известных компонент психики (инстинкты, привычки, интеллект, интуиция) есть ещё некоторый список пожирающих внимание сущностей. Причём некоторые из них распухают просто до невообразимых размеров. Например, самолюбование, проявляющееся через чувство жалости к себе или через чувство собственной важности.

Распределение внимания между структурами внутреннего мира постоянно, колеблется. Проявляется это через изменение энергетического тонуса тела.

Комментарии